Пресса

Счастье жить

Сегодняшняя наша героиня Оксана Сташенко —   невероятная актриса, с которой мы поговорили о многих важных вещах. Но, как мне кажется, самое ценное в нашей беседе — это отношение Оксаны к детям, ее помощь в строительстве «мостиков» между взрослым и юным поколениями.

 

Обложка журнала Арт Мозаика №39

 

1 страница статьи

 

2 страница статьи

3 страница статьи

ТЕКСТОВАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ

автор: Лада Тэсфайе

Оксана Сташенко: счастье жить

Человечество находит время на все: на создание мультиварок, новых телефонов, роботов, занимающихся уборкой в вашем доме. Недавно один изобретатель даже вентилятор для чая придумал (ну, это чтобы мы с вами не напрягались, когда пьем горячее). Лучшие умы каждую секунду ломают голову над тем, как бы еще нам «облегчить» жизнь, но, к сожалению, мало кто из нас находит время на общение. В первую очередь на общение с детьми…

Сегодняшняя наша героиня Оксана Сташенко — невероятно талантливая актриса и удивительная женщина, с которой мы поговорили о многих важных вещах. Но, как мне кажется, самое ценное в нашей беседе — это отношение Оксаны к детям, ее помощь в строительстве «мостиков» между взрослым и юным поколениями.

Вкусная работа

Оксана, судя по вашим предыдущим интервью, могу предположить, что сейчас, отвечая на мои вопросы, вы находитесь или в поезде, или в  аэропорту, или в ожидании съемок. Так ли это?

— Только что закончилась укладка чемоданов, потому что завтра, в четыре утра, я просыпаюсь и еду на самый ранний самолет из Москвы в Киев  — лечу сниматься в продолжении сериала «Дворняжка Ляля». Вы, наверное, знаете про этот сериал, про него говорили и писали очень много. У меня очень необычная роль. Я безмерно рада и дорожу тем, что Татьяна Гнедаш —  один из лучших авторов нашего времени —  доверяет мне играть самые разнообразные по характеру роли в своих проектах. Это, наверное, уже моя восьмая роль в ее проектах, но ни разу ни одна роль не была похожа на предыдущую: всегда разные героини с разными характерами и судьбами, всегда что-то новенькое.

В каком городе сейчас проводите большую часть  времени?

 

— Сложно сказать. Еще недавно большую часть времени я проводила в Киеве, но вот сейчас время приходится делить между тремя городами: в Минске я снимаюсь в продолжении «Мухтара», в Киеве продолжаются съемки и в Москве идут съемки. Я стала телеведущей. Хоть у меня уже был подобный опыт, но я решила вновь попробовать поработать в этом жанре. Это кулинарная программа о том, как научиться вкусно готовить. То есть в ней звезды не просто делятся рецептами и секретами  — в первую очередь я учусь этому искусству. Если это пицца, то нас учит итальянский пиццайоло; если паэлья — то нас обучает повар из Испании; если мы готовим узбекский  плов, то обязательно приглашаем  повара узбекской кухни.

Я так понимаю, речь идет о программе «Вкусно»? Помимо съемок в проекте и озвученных выше сериалах вы принимаете постоянное участие в кинофестивалях и встречаетесь со зрителями. Что еще ждет ваших поклонников в скором времени?

 

— Да, как раз буквально на днях, сразу после съемок во «Вкусно», мы едем вместе с мужем — он мой и директор, и звуко-, и видеорежиссер  — в Могилев. Там проходит «Анимаевка» — международный ежегодный фестиваль анимационных фильмов, на который я приглашена уже третий раз. Я буду выступать на открытии, естественно, поработаю на фестивале. А на второй день поеду в город Бобруйск: меня там ждут зрители, мы устраиваем большую творческую встречу. А после всего этого возвращаюсь в Беларусь на съемки. Вы знаете, замечательно то, что зрители рождаются и подрастают: одни дети подросли и смотрят «Мухтарчика», другие поклонники сериала повзрослели и узнают меня в больших проектах.  А у меня уже около 90 работ в кино, из них более 45 главных. Иногда интересно происходит. Например, выходит на экраны какой-нибудь проект  с моим участием, но люди, скажем, не заметили его, а потом вдруг видят его в повторе случайно и начинают писать мне о том, что им понравилась моя новая роль в новом фильме. Поэтому прекрасно, что благодаря «Мухтару» зритель открывает для себя новые киноработы, пусть даже и те, которые были сняты восемь или десять лет назад.

Статистика славы

 

В вашей фильмографии более 90 картин. Есть кинопроекты, о которых вас спрашивают постоянно: это работа американского режиссера Цукермана «Перестройка», «Парижане» с Пьером Ришаром, «История Гонконга» и «Возвращение Мухтара». А есть ли фильм, к которому не столько внимания, но который вам особенно близок?

 

— Вы знаете, очень хороший фильм «Желанная» и замечательный фильм по Эдуарду Тополю «Красная площадь». Или, например, «Золушка с прицепом»: роль была хорошая и партнеры великолепные. «Марфа и ее щенки» — замечательный фильм с массой призов. Проекты, которые снимаются в Украине и не быстро доходят до российского зрителя, мои поклонники всегда смотрят в Интернете. Фильмы «Нахалка» и «Тещины блины» очень светлые и нежные. Все, кто их смотрел, писали мне о своих положительных впечатлениях.

 

Виктор Бычков в интервью говорит об актерской профессии как о постоянной работе, которая не дает расслабиться ни на секунду. Согласны ли вы с таким мнением? И как тогда расслабляться, отдыхать, в конце концов «перезагружаться»?

 

— Абсолютно согласна. Как только я выхожу из подъезда, я понимаю, что приковываю внимание всех своих соседей. С каким настроением я вышла, во сколько вышла, куда я еду или откуда, что я несу в пакете из продуктового магазина, какие на мне туфли и какая сумочка. Все замечают: «Ой, ты покрасилась! Ой, ты подстриглась!» Заходя в любой магазин, я моментально окунаюсь в океан взглядов. Слава богу, что эти взгляды с улыбками. Все-таки мои персонажи достаточно доброжелательные и добрые. Не часто мне удается сыграть такие, мягко говоря, не очень доброжелательные роли, как полковник Малинина в «Красной площади» или Рейнардт Валентина Валерьяновна в «Джамайке», поэтому большинство моих героинь вызывают улыбку, любовь и симпатии. Так что актеры действительно всегда находятся под пристальным вниманием, а перезагружаться, отдыхать я предпочитаю уезжать куда-нибудь очень далеко. Стараюсь находить места, где нет наших соотечественников. Хотя, конечно, если встречаюсь с кем-то на отдыхе и вижу, что человек очень хочет сфотографироваться, но стесняется подойти, чтобы не нарушить мой покой, я тогда первая могу предложить. Я никогда не отказываю в автографе или фото, у меня всегда с собой календарики, плакаты.

Что главное в актерской профессии? Какую роль здесь играет удача?

 

— Основную роль играет удача, но после кропотливой работы. (Смеется.) Если артист, заканчивая театральный вуз, не думает о том, как бы стать успешным и знаменитым, а без остановки трудится над ролями, над собой, однозначно добьется успеха. Я как-то прочитала интересную статистику: если человек после окончания любого учебного заведения в течение шести лет, 12 месяцев в году, 28  дней в месяц, по 16 часов в день, работает над своей профессией, через шесть лет успех неминуем. (Смеется.) Так вот, когда человек не просто обучился ремеслу, а он еще его приобрел, он его оттачивает, и это ремесло становится мастерством, однозначно его заметят. Вот тут главное — услышать голос удачи, главное — быть готовым к этому. Не нужно бояться, нужно идти смело. Но, правда, понимать, куда тебя лодочка может занести. Ответственность всегда нужно нести за свой выбор и за свои поступки.

Большинство актеров признаются, что в любом своем персонаже ищут что-то положительное, привлекательное. Бывают моменты, когда, работая над ролью, вы понимаете, что никак не можете оправдать свою героиню, не находите в ней ничего привлекательного?

 

— Дело в том, что, когда ты играешь самую отрицательную роль, ты ее должен оправдать полностью, разобраться, почему человек так поступал, что его побудило. Только тогда тебе поверит зритель.

 

В одной программе вы сказали: «Я себя люблю, и я себе нравлюсь на экране». Должна заметить, нечасто услышишь подобное от актеров. Как вы обрели такое состояние?

 

— Я себя люблю, и я себе нравлюсь на экране. Еще раз могу повторить эти слова. (Улыбается.) Когда я работаю над ролью до выхода на площадку, я доверяю себе, доверяю своей природе, своему чутью, своей интуиции. А после выхода на площадку происходят какие-то непонятные вещи, которые невозможно описать словами: все мои наработки превращаются в того человека, в которого я играю. Даже во время озвучки я могу о себе потом говорить  в третьем лице: «Я не расслышала, что она там говорит». Действительно, потом я себя не отождествляю со своей героиней на экране.

А в жизни вы так же к себе относитесь? Как нашим женщинам научиться любить себя?

 

— Ой, вообще научить любить невозможно. В моем случае не только я себя люблю, но и мой муж Владислав Мина меня очень любит. Он каждый день говорит мне, какая я хорошая, классная, веселая, фантастичная. Последние четыре у года у меня есть помощник, чтобы верить в себя и любить себя.

 

Невероятные ощущения и удивительные существа

На вашей странице в «Фб» вы выложили несколько архивных видеозаписей: дипломные работы 2004 года студентов ВГИКа, в которых вы играете; фильм «Командный пункт» и выпуски программы «Веселый погребок» с Николаем Караченцевым. Какие чувства наполняют при просмотре этих видео? Хочется ли какие-то моменты исправить, добавить, убрать или, может, наоборот, видите что-то более искреннее, настоящее?

 

— Некоторые вещи мне кажутся очень наивными, но мы с Владом все равно решили выложить все видеозаписи. Многие меня спрашивают о том, как поступить в театральный, как стать актером. Я всегда говорю: гений может родиться, но его надо воспитать, огранить, обучить мастерству и тогда талант проснется и выплеснется. Поэтому я не стесняюсь своих наивных первых работ. Кто-то из молодых ребят может посмотреть их и сказать: «Молодец, смелая!  У меня  тоже сейчас не очень хорошо получается, но я буду работать и сыграю серьезную работу». Надо верить в себя. Очень теплые эмоции охватывают, когда смотрю эти видео. Я счастлива, что была причастна ко всему этому. Чего только стоят съемки выпуска программы «Веселый погребок», когда в гостях был Николай Петрович Караченцев. Это же невероятные ощущения.

Я когда посмотрела эти записи, мне почему-то показалось, что вы немного похожи на Елену Яковлеву. Вам никто этого не говорил?

 

— Да, многие говорили. И Панкратов-Черный, который много с Еленой снимался, тоже об этом не раз мне говорил. Но в то же время все отмечают, что, несмотря на фотографическое сходство, мы совершенно не похожи по характеру и актерскому амплуа. Некоторые все сетуют, почему же нас не снимут как сестер. Действительно, как это до сих пор сценаристам и режиссерам не пришло такое в голову! (Смеется.)

Вы много времени уделяете подрастающему поколению: ездите в пионерские лагеря, детские дома, устраиваете фан-встречи. В основном какие вам вопросы задают дети, что их интересует?

 

— Дети  — удивительные существа. (Смеется.) Как-то в Самаре на одну из таких встреч пришло огромное количество детей: зал на 700 мест, а их по двое сидело на каждом кресле. Все они спрашивали про мое детство, про маму, про Мухтарчика. А один мальчик спросил: «А вы замужем?» Я задаю ему вопрос: «А вы с какой целью интересуетесь? Хотите что-то предложить?» Все в зале рассмеялись, но я ответила мальчишке, что сейчас я свободна. Я с детьми разговариваю на равных, шучу, но не допускаю никаких фривольностей. На каждой такой встрече я уделяю внимание вопросам воспитания и образования, иначе зачем тогда нам встречаться. Хоть что-то полезное в этой жизни я должна сделать. На своем личном примере рассказываю, почему нужно уважать взрослых и прислушиваться к их мнению, нельзя расталкивать локтями своих партнеров, идя к своей цели, кричать, свистеть в зрительном зале, что такое фестиваль и как нужно там себя вести, почему нельзя давать свою руку и говорить: «Распишитесь на руке». Я преподношу эту информацию не в форме лекций, а в живой беседе. В общем, дети спрашивают обо всем на свете.

На ваш взгляд, чего не хватает современным детям, на что нам, взрослым, следует обратить внимание?

 

— Нам, взрослым, вообще нужно обратить внимание на детей! Детям нас катастрофически не хватает, они предоставлены сами себе. Срочно отрубить у всех детей канал связи  с Интернетом, давать его строго дозированно и с разрешения взрослых достаточно долгое время! Общаться нужно с детьми…

А в вашем детстве вам всего хватало?

 

— Я хоть росла без папы, но мама все так делала, что я даже не замечала его отсутствия. И мы жили лучше, чем семьи, которые жили с папами, потому что в некоторых папы выпивали, у других от пап детям доставалось. Меня мама вырастила в такой любви, в такой заботе и дисциплине. Какая любящая мать допустит недисциплинированность в семье? Только у халатной и безразличной матери будет демократия в семье. Нет, должна быть жесткая дисциплина, контроль и любовь.

Я так понимаю, вопрос о выборе профессии не стоял. С пяти лет музыкальная школа, потом театральная студия, театральное училище и пошло-поехало. За все эти годы был ли момент, когда появлялось сомнение, неверие в свои силы? Был ли кризис жанра?

 

— Была только большая физическая усталость, я была как выжитый лимон — приходилось обращаться к врачам. Скорая помощь дежурила в театре, потому что если я падала в обморок, то без укола не могла выйти на сцену. Был момент, когда за неделю до открытия театрального сезона я просыпалась и плакала: «Я не хочу туда идти. Я устала, я умру там». Но шла и работала. А потом, видимо, Боженька решил помочь мне и направил меня в кино. И сегодня, бывает, накапливается усталость и нет сил работать, но хватает двух нормальных ночей по восемь часов сна, и я восстанавливаюсь. Должна заметить, что никакие кризисы не привили мне вредные привычки, я не ударилась в расслабление крепкими жидкостями или сигаретами. Поэтому все это ложь, это оправдание своих слабостей, болезней, зависимостей и к профессии не имеет никакого отношения. Лучшее расслабление — это теплое молоко, чай с медом, поездка в Индию и сон.

 

Самый лучший

 

Я в последнее время часто задаю этот вопрос, но он меня действительно волнует. На ваш взгляд, несет ли режиссер, актер ответственность перед зрителем?

 

— Конечно, абсолютно. Сейчас, к сожалению, артист отграничен в этой ответственности, он отвечает только за себя. Режиссер берет на себя ответственность за выбор материала. А вот полную ответственность несет продюсер, выпускающий этот продукт, и те, кто занимается монтажом. Но их заставляют монтировать так, как выгодно это продюсеру. Они думают,  что работают на потребу зрителю, но это не так: люди уже устали от грязи, похабщины и пошлости.

 

Благодаря циклу «Путешествия странствующей актрисы» вы познакомили читателей с такими книгами, как «Мой Непал», «Моя Индия», «Моя маленькая Европа». О какой стране вы расскажете в следующей книге?

 

— Нас друзья сейчас приглашают на Кубу. Если мой график позволит нам туда поехать, то следующая книга будет о Кубе. А вообще я очень хочу написать книгу «Мой Китай». Там живут мои китайские мама и папа. Мы каждый год туда ездим, очень любим эту страну, людей, которые там живут. У нас незаслуженно пренебрежительное отношение к Китаю. Но это фантастическая страна!

У каждого свой путь познания новой страны. С чего вы начинаете свое знакомство с другой культурой, другими ценностями?

 

— Начинаем с рюкзака за спиной — и пешком. В первый день даже фотоаппараты не берем, потому что тогда можно отвлечься.

В какой стране вам комфортнее всего по настроению, мировосприятию?

 

— Это Китай, Таиланд. Европа очень красивая, у меня там много родственников живет. Но стремления вернуться туда нет. Украина  — наполовину родина моей мамы, получается, и моя вторая родина. Последние три года своей жизни мамочка моя жила в Киеве, я ее привезла, когда снималась в «Мухтаре».  Такого тепла, такого радушия, доброты, душевной теплоты, понимания, как в Украине, наверное,  нигде в мире и не найти.

Я знаю, что после съемок в фильме «История Гонконга» у вас в Китае появился родной человек. Вы ее называете «китайской мамочкой». Чему самому ценному или важному научила вас эта женщина?

 

— Учит каждый раз. Самое главное —  вкусу жизни и пониманию того, что жить — это уже счастье.

Вы знаете, я когда увидела фотографию вашего мужа, первое, что бросилось в глаза, — спокойствие и уверенность в его взгляде. Чем еще этот мужчина отличается от других, чем он вас покорил?

— Он о-о-о-очень добрый, с ним я себя чувствую в безопасности. Он самый лучший в мире человек.

 

Врезки

 

Пожелания читателям «Арт-Мозаики».

 

— Пусть ваша жизнь состоит из таких мозаичных камушков, из которых вы можете сложить только красивую, теплую, светлую, солнечную картинку. Конечно, в арсенале у вас будут разные стеклышки и камушки, но выбирайте самые яркие и красивые, приносящие вам радость. Потому что свою жизнь вы строите сами.

 

Блиц-опрос:

  • Какого мультипликационного героя хотели бы озвучить?

— Я звучала и в «Ледниковом периоде», и в «Шреке». Я озвучу любого героя, это потрясающий опыт, это мечта!

  • Любимое место в доме?

— Мне в моем доме везде уютно.

  • Музыкант, группа, которые вас вдохновляют?

— Очень с Владом любим Агутина и Варум. Конечно же, Beatles, Scorpions, ABBA, «Океан Эльзы». Тина Кароль — какой голос! Ани Лорак, София Ротару.

Справка

Родилась 24 октября 1966 года в Самаре.

Заслуженная артистка России (2009), народная артистка Республики Южная Осетия (2011).

В качестве исполнителя популярных песен записала пять аудиоальбомов.

Search

Перевод