Пресса

Франко Неро "Нафтусю" не попробовал

«Кто поедет в Трускавец», - то ли задал вопрос, то ли дал ответ названием своего фильма режиссёр Валерий Ахадов с лёгкой руки сценариста Максуда Ибрагимбекова 35 лет назад. Многие (и киношники в том числе), у кого в то время ещё не было сахарного диабета, подагры, жёлчнокаменных проблем..

Телекритика лого www.telekritika.ua - интернет-портал                01.12.2011


Франко Неро «Нафтусю» не попробовал…

Вид Трускавца

 

В Трускавце прошёл Второй международный кинофестиваль телевизионных фильмов

«Кто поедет в Трускавец», - то ли задал вопрос, то ли дал ответ названием своего фильма режиссёр Валерий Ахадов с лёгкой руки сценариста Максуда Ибрагимбекова 35 лет назад. Многие (и киношники в том числе), у кого в то время ещё не было сахарного диабета, подагры, жёлчнокаменных проблем, и кто не болел Боткина, думаю, тогда впервые узнали, что Трускавец - это маленький городок в Прикарпатье, недалеко от Львова. И, конечно, запомнили его название благодаря тонкой мелодраме с молодыми и обаятельными Маргаритой Тереховой и Александром Кайдановским.

 

А спустя несколько десятилетий всё-таки поехали в Трускавец! На Второй международный кинофестиваль телевизионных фильмов «Корона Карпат». Идеей создания такого киносмотра давно болел известный киевский режиссёр Борис Савченко. «Примеривал» на него и другие города, но поддержку нашел у трускавецкого бизнесмена Олега Карпина (ныне - генеральный директор фестиваля), который просто-напросто очень любит родное Прикарпатье. И понимает, что благодаря культурным событиям международного масштаба у курорта в разы поднимется популярность. Его поддержала директор туристического агентства «Карпатия - Галич тур» энергичная Любовь-Теодозия Микитка (генеральный продюсер форума) и другие меценаты. В основном, жители Трускавца и близлежащих к нему городов. Процесс пошёл.

Оксана Сташенко Олег Карпин дает интервью

Генеральный директор «Короны Карпат» Олег Карпин дает интервью столичному телеканалу ТОНИС

Догадываюсь, однако, что, подписываясь под заманчивым мероприятием, энтузиасты и предположить не могли, какие их ожидают трудности. Во время подготовки нынешнего фестиваля, например, они реально столкнулись с тем, насколько сложно заинтересовать спонсоров молодым трускавецким киносмотром. Министерство культуры и туризма Украины, куда организаторы обратились за поддержкой, вроде бы и не отказало в помощи, однако послало... к высшему руководству национального телевидения. Логично, ибо направленность «Короны Карпат» - телевизионные фильмы. Те - ещё дальше... Итог переговоров - ни копейки государственных денег.

Всяческое содействие, правда, обещал землякам львовский губернатор Михаил Цымбалюк. В частности, закрытие Второго трускавецкого международного кинофестиваля телевизионных фильмов «Корона Карпат» должно было состояться в знаменитом Львовском театре оперы и балета, куда ожидали и прибытие легенды итальянского кино Франко Неро. VIP-гостю были куплены авиабилеты, заказана гостиница, расписаны эксклюзивные интервью. Увы, фортуна и здесь повернулась в профиль к доверчивым организаторам. За несколько дней до открытия фестиваля пан Цымбалюк был снят с должности губернатора. Дальнейшее развитие отношений между новым хозяином области и оргкомитетом киносмотра предсказуемо и не очень интересно.

В итоге - церемония закрытия «Короны Карпат» прошла в Трускавце. Как ни странно, особого недовольства в связи с изменением программы среди участников и гостей форума не наблюдалось. К тому моменту они уже прижились на живописном и уютном курорте (попивали в перерывах между просмотрами и экскурсиями «Нафтусю», «Марию», «Софию», умывались «Юзей», делились впечатлениями от разнообразных процедур и саун в «Мед-Паласе»), а альтернативным итальянским VIP-гостем стал общительный Анджело Иаконо. Продюсер, сотрудничавший с Феллини и другими мастерами кинематографа Италии. И даже факт, что иностранец плохо владеет английским языком, на котором худо-бедно могли общаться наши соотечественники, а о переводчике с итальянского организаторы не позаботились, не помешал доброжелательному мэтру найти на фестивале множество друзей и даже задуматься о съёмках проекта в нашей стране: «Я хочу рассказать своим соотечественникам о культуре Украины и Молдовы, о людях, которые живут в этих краях. Думаю, картина будет очень интересной, а может, и получит "Оскар"!».

Оксана Сташенко Федерико Феллини Анджело Иаконо с коллегами смотреть

VIP-гость фестиваля - продюсер Федерико Феллини Анджело Иаконо (на фото - второй справа) с коллегами из Франции

Таким был финал «Короны Карпат», на которую в первой конкурсной программе (игровые телевизионные фильмы) претендовали 14 картин. Во втором конкурсе - документальные ленты - состязались 12 фильмов.

Председатель жюри первого конкурса (мэтр российского телевидения, работавший на НТВ в его лучшие годы, бывший генеральным директором «НТВ - Плюс» и «НТВ - Кино», первым заместителем гендиректора РТР, в настоящее время - советник генерального директора телекомпании «Россия» и председателя ВГТРК) Владилен Арсеньев отметил, что ленты, представленные на фестивале, были достаточно сильными, и среди членов судейской комиссии нередко возникали споры относительно фаворитов.

Борис Савченко, Федор Стригун, Наталия Степанова

«Отцы» кинофестиваля, народные артисты Украины  -  арт-директор форума кинорежиссер Борис Савченко и президент «Короны Карпат» актер Федор Стригун - с гостьей киносмотра Натальей Степановой

Единогласно жюри проголосовало лишь за Гран-при, который получила аргентинская картина «Китайская сказка» (режиссёр - Себастьян Боренштайн). Это милая комедия о знакомстве нелюдимого владельца хозяйственного магазина, аргентинца, и китайца, заблудившегося в Буэнос-Айресе. Они не говорят на чужом языке и не понимают друг друга. Фильм построен на абсурдных и порой драматичных ситуациях, возникающих при общении героев. Победитель также был премирован путёвкой на двоих человек в санаторий «Карпаты».

Приз за лучшую женскую роль жюри решило поделить между двумя претендентками. Одна «Серебряная корона» улетела в Санкт-Петербург к Елизавете Боярской, сыгравшей в фильме российского режиссёра Игоря Копылова «Не скажу». Приз за отсутствующую победительницу получил продюсер картины актёр Сергей Кошонин, которого зрители помнят по сериалу «Убойная сила». «Лизу, несомненно, сегодня уже можно с полным правом называть Елизаветой Михайловной, поскольку она выросла в самодостаточную, замечательную актрису, - поблагодарив жюри за оценку работы коллеги, сказал он. - Кстати, когда группа приступала к съемкам фильма "Не скажу", Боярская не была знакома с партнёром по картине Максимом Матвеевым. По сюжету они играли молодую пару, которая расстаётся из-за того, что любовь прошла. В жизни всё получилось наоборот. Ребята полюбили друг друга, поженились, у них скоро будет малыш. Именно по этой причине Лизы сегодня нет на сцене».

Вторая «Серебряная корона» досталась словацкой актрисе Зузане Канош за работу в картине «Небо, ад... Земля» (режиссёр - Лаура Сивакова).

А вот по поводу лучшего актёра фестиваля разногласий у жюри не возникло. Им стал Богдан Ступка. За исполнение главной роли в украинском телефильме «Платон Ангел». Богдан Сильвестрович также не смог приехать в Трускавец, и приз получил режиссёр фильма Иван Войтюк.

«Золотой короны» во второй конкурсной программе - за лучший документальный фильм - была удостоена лента «Инокиня» белорусского режиссёра Галины Адамович. Картина об известном регенте и церковном музыканте Ирине Денисовой. О любви Бога к Человеку. История о распавшейся семье, необходимости учиться жить без любимого мужа. Рассказ о том, как героиня, находившаяся на грани отчаянья, находит новый смысл в жизни - в общении с Господом. Как благодаря молитвам матери её сын чудесным образом излечивается от смертельной болезни, а трое детей Ирины приходят к вере...

Что и говорить, тема, за которую взялась Галина Адамович, непроста и даже опасна, однако режиссёр смогла избежать дидактики, нередко присутствующей в картинах подобного рода. И жюри второй конкурсной программы, в состав которого входили азербайджанский кинооператор Рафик Сафар-оглы Гулиев, стоявший у истоков регионального представительства турецкого телеканала STV, организатор вещания телепрограмм про Азербайджан на страны Азии и Европы, украинский кинооператор и продюсер Николай Гончаренко и их юный российский коллега режиссёр Иван Твердовский, в своём выборе были единодушны. Более того, «Инокиню» отметили ещё одной наградой - за лучший звук.

В конкурсе документальных фильмов принимала участие и картина украинского режиссера Тараса Химича «Золотой сентябрь. Хроника Галичины 1939-1941 гг.». Лента, по понятным причинам, вызвала повышенный интерес у трускавецкой публики и участников кинофестиваля из Украины. Добросовестная работа режиссёра с архивами (нужно сказать, что ему удалось найти достаточно редкие, не растиражированные кадры), осмысленный анализ исторических фактов сделали своё дело - фильм, скажем так, нескучный. Хотя это и не совсем фильм. Скорее - грамотная, с определённой личностной оценкой научно-популярная телепередача. Каковым должно иметь место на ТВ, но, не уверена, что на кинофестивале. Члены жюри, кажется, оказались со мной солидарны. Высоких наград «Золотой сентябрь» не получил, однако пришёлся по душе одному из партнёров форума, который вручил создателям украинской картины два авиабилета в Европу.

Кроме соревнующихся фильмов на «Короне Карпат», конечно же, были и внеконкурсные мероприятия. Наиболее интересной мне показалась презентация Aye - Aye Film Festival Нанси-Лотарингия, который был представлен организацией «Aye - Aye V.О.», существующей с 1995 года. Её команда интернациональна по составу. В основном, это волонтёры. Для участия в киносмотре они отбирают в разных странах короткометражные фильмы всех видов и жанров - игровые, документальные, анимацию. Не только новинки, но и яркие картины прошлых лет, и проекты, находящиеся в производстве. Вице-президент фестиваля Антуан Фолькманн привёз в Трускавец несколько короткометражек из программы «Восточный экспресс» - фильмы стран постсоветского пространства. Оригинальные по замыслу и форме, они были приняты участниками киносмотра и журналистами очень тепло, и лично у меня мелькнула мысль, что слухи о смерти кинематографа стран бывшего Советского Союза сильно преувеличены.

Один из фестивальных вечеров был посвящён солидарности с японским народом. После демонстрации украинско-японского фильма «Афтершок» режиссёра Андрея Пальчевского о последствиях недавнего землетрясения в Японии участники «Короны Карпат» выпустили в ночное трускавецкое небо японские фонарики. Зрелище невероятно красивое, хоть и грустное - спасибо организаторам кинофестиваля. Эмоции, которые все мы испытали в тот день, были искренними.

Сергей Когонин, Оксана Сташенко, Тамара Вятская на фестивале "Корона Карпат"

Импровизация «на троих»: актер и продюсер из Санкт-Петербурга Сергей Кошонин, член жюри конкурса, первый заместитель председателя телерадиовещательной организации Белоруси Тамара Вятская и любимица фестиваля актриса Оксана Сташенко

Наверное, на этом месте можно было бы поставить точку. Но рука не поднимается. При всех положительных составляющих трускавецкого феста (добавьте к вышесказанному незабываемые для местных школьников, ребят из детдомов встречи, которые там регулярно проводит заслуженная артистка России Оксана Сташенко) остаются вопросы.

Первое, что меня смутило, - название киносмотра: «Международный трускавецкий кинофестиваль телевизионных фильмов "Корона Карпат"». По сути, это нечто типа: «Маслозавод по производству масла»... Логика организаторов, объяснивших подоплёку названия, не убедила. Наверное, не одну меня - оргкомитету фестиваля, думаю, стоит прислушаться к мнению журналистов.

Далее. Арт-директор «Короны Карпат», народный артист Украины Борис Савченко так прокомментировал факт создания трускавецкого киносмотра: «Мысль о проведении фестиваля телевизионных фильмов возникла в связи с тем, что на телевидении производится много проектов игрового и неигрового кино, а телефорумов, где можно увидеть лучшие работы, отметить их художественное качество, определить эстетические приоритеты в современном телепроизводстве, - не существует. Оценку им дают разве что журналисты. А острой конкурентной борьбы, сопровождающей кинофестивали, пока что нет. Поэтому у инициативной группы и возникла идея о проведении смотра телевизионных фильмов, первого подобного форума в Украине».

Идея замечательная, не спорю. Особенно если учесть, какого качества телекино мы ежедневно видим на ТВ. Подчёркиваю: речь о ТЕЛЕКИНО, то есть о фильмах или сериалах, снятых специально для телевидения. Которые, как известно, производятся по своим законам - и сценарным, и режиссёрским, и операторским. Но на телеэкране, кроме собственной продукции, демонстрируются и полнометражные игровые фильмы, снятые для показа в кинотеатрах. На Втором международном трускавецком кинофестивале телевизионных фильмов «Корона Карпат», как отмечали члены жюри, были собраны достаточно сильные картины из разных стран мира. Однако даже при беглом взгляде на конкурсную программу становится ясно, что далеко не все из них - телепродукция.

Председатель первой конкурсной программы Владилен Арсеньев так прокомментировал ситуацию: «На этом киносмотре действительно сошлись разные виды кинематографа - в соревновании принимают участие как игровые прокатные, так и телевизионные картины. У игрового кино больше шансов победить - другие деньги, иные возможности во время съёмочного и монтажного периодов. У хорошего художественного кинопроизведения есть мощная сила - оно может жизнь изменить!

Телекино же, по определению, должно быть сюжетным. Лучше, если с хэппи-эндом, поскольку телевизионные фильмы или сериалы делаются для того, чтобы увлекать зрителя, который привыкает к героям, наблюдая их судьбу каждый вечер, и было бы неправильно избавляться от любимого персонажа тем или иным сценарным ходом.

Я понимаю, насколько сложно было селекционной комиссии отбирать в конкурс только телефильмы. Из-за засилья на современном ТВ "мыльных опер", женских сериалов происходит сценарный кризис: изо дня в день мы видим не только одни и те же актёрские лица на экране, не вполне понимая, что за фильм демонстрируется, но и наблюдаем за одинаковыми, как близнецы, сюжетами. Я говорю об этом с ответственностью, поскольку являюсь экспертом российской телеакадемии и по долгу службы обязан отсматривать всю телепродукцию.

Что касается зарубежных проектов для ТВ, то нередко они не выходят за пределы той страны, где были произведены. Например, имея отношение к сериалу "Дальнобойщики", прекрасно знаю, что за границей постсоветского пространства он демонстрироваться не будет. У них - свои дальнобойщики, у нас - свои. Не поймут!

Так что организаторам трускавецкого фестиваля телевизионных фильмов ещё необходимо поработать над регламентом форума, и тогда, уверен, успех ему будет гарантирован. Ведь когда-то о киносмотрах в Баден-Бадене, Карловых Варах также мало кто знал, а сегодня это известнейшие в мире кинофестивали».

Фото: Ольга Сулименко, Ирина Гордейчук

Search

Перевод