Пресса

Актерство – та профессия, которой учишься всю жизнь

 Актриса, любимая и любящая жена, заслуженная артистка России и народная артистка Южной Осетии. Это все про нее – Оксану Сташенко. В эксклюзивном интервью ByCard.by Оксана рассказала о съемках в Минске сериала "Возвращение Мухтара 2", объяснила, почему в кино нужно уметь ждать, а в театре уметь не углубляться?

Актриса, телеведущая, певица, писательница, путешественница, любимая и любящая жена, заслуженная артистка России и народная артистка Южной Осетии. Это все про нее – Оксану Сташенко. В эксклюзивном интервью ByCard.by Оксана рассказала о съемках в Минске сериала "Возвращение Мухтара 2", объяснила, почему в кино нужно уметь ждать, а в театре уметь не углубляться в процесс, и как научиться отделять реальную жизнь даже от самой любимой работы?

Оксана Сташенко и Мухтар поют

– Оксана, можете ли сказать, что с детства росли творческим ребенком?

– Моя жизнь, видимо, была предопределена на небесах. Мама пела народном хоре, и я часто ходила с ней на репетиции. Помню, как в три года в деревне у тети я вышла на крыльцо, остановила идущих с поля женщин и сказала им: "Тети, садитесь, выступает народная артистка – Оксана Сташенко!" В пятом классе я окончила музыкальную школу по классу фортепиано и поступила в детскую театральную студию. Тогда уже догадывалась, насколько тяжелой может быть актерская судьба. И на тот момент подумала, а кем могу быть еще? Я всегда была отличницей. Очень любила математику, химию, физику, биологию. Подумала, наверняка это будет биология. Видимо, я искала что-то творческое в любом случае.

Оксана Сташенко в детском садике

– После окончания Саратовского училища Вы пришли работать в театр. Как сложилась ваша театральная судьба?

– Мне повезло. Когда я первый раз пришла в театр, то встретила в коридоре очень красивую женщину с кучей каких-то папок. Она, увидев меня в коридоре, спросила: "Новая артистка?". Я говорю – "да". А женщина мне отвечает: "Ну, Слава Богу, наконец-то я перестану играть бебешек". И вручила мне гору этих папок. Как оказалось, она была примой театра и играла все роли молодых девушек. На тот момент ей исполнилось 42 года, хотя она выглядела намного моложе. Прима была счастлива, что в театр пришла молодая артистка. С этого момента я начала просто пахать, и к концу первого года у меня было в багаже 17 главных ролей. Тогда в театре шло 24 спектакля, из них в 17-ти я играла главные роли. Конечно, я много работала, иначе у меня не было бы их. В театре нельзя пребывать и проводить время. В театре можно только пахать. Это очень тяжелый труд. Когда я пришла в театр, ко мне все относились как к ребенку, как к дочке. Порядочные люди были вокруг, может потому, что я искренне их любила.

Оксана Сташенко съемки в Китае

– Оксана, на Ваш взгляд, есть ли отличие кино от театра?

– Работа в театре и кино – это две разные профессии. Актерская природа единая, но техническая составляющая и составляющая внутреннего мира, настроя – абсолютно разная. В кино нужно уметь ждать. Многие артисты, когда приходят на съемочную площадку, начинают возмущаться, ругаться, говорить о том, как они устали ждать. Болтают, рассказывают анекдоты, разгадывают кроссворды. Это сразу выдает молодых и неопытных артистов в кино. Они не догадываются, что актер должен быть готов к тому эмоциональному накалу и состоянию, которое может стать востребованным в любую секунду его роли. Всегда могут переставить сцену, и если ты ждешь своего выхода через пять минут, ты можешь прождать его все шесть часов. И ты не должен устать.

Оксана Сташенко в кино

Кино воспитывает одномоментное творческое состояние в данную секунду. Физически очень трудно в кино, потому что это 12-ти часовой день. Если твой образ выписан на каблуках, значит, 12 часов ты будешь работать на каблуках, и никого не интересует, что болят ноги или болит голова. Ты должен с этим справляться сам.  Многим известны рассказы о том, что лето мы снимаем зимой, зиму – летом. Это тоже тяжело. Когда тебе жарко или когда тебе очень холодно, у тебя не должен быть испорчен звук стуком зубов. Когда мы играем в мороз лето, у тебя не должен идти пар изо рта.

Оксана Сташенко на море

А театр – это совсем другая история. В театре можно сойти с ума, если углубиться в этот процесс. В театре нужно очень четко понимать, что система Станиславского – это базис, он должен войти в каждую твою клеточку. Но все время работать по Станиславскому – это убить свою психику, стать сумасшедшим человеком. Нужно расширять свои горизонты. Существует очень много театральных школ. Школа Михаила Чехова построила весь Голливуд. В мое время его методика была запрещена к изучению, но наши педагоги понемногу давали эти знания. Актер – та профессия, которой учишься всю жизнь. В театре ты выходишь на сцену и на два часа становишься другим человеком. А кино – это жесткое и техническое мастерство.

Оксана Сташенко в кино

Я отслужила в театре 16 лет и ушла физически больным человеком. У меня сейчас нет времени на репетиции в связи с занятостью в кино. Я не скучаю по театру, хотя каждое предложение сыграть в спектакле воспринимаю с эйфорией, но потом смотрю на свой график и понимаю, что не успею. Тяга к театру осталась, потому что я все-таки со сценой не простилась. У меня постоянно проходят творческие встречи со зрителями, сольные концерты. Время пролетает незаметно, как для меня, так и для зрителей.

– Умеете ли Вы отделять работу в кино от реальной жизни?

– Вместе с костюмом я надеваю и снимаю свой образ. Если остаешься в каком-то образе и в нем же выходишь в мир со съемочной площадки, значит ты уже сумасшедший. А где ты тогда сам? Где твоя жизнь? Я уже в течение пяти лет четко понимаю: даже самая любимая работа, приносящая наслаждение, такая как актерство, не заменит тебе просто жизнь. Работа – это только часть жизни. Я не хочу становиться сумасшедшей. Хорошо, что Бог мне дал ощутить ту грань, разницу – где реальность, а где мое творчество – моя работа.

– Пересматриваете свои роли?

– Никогда не смотрю свои роли. У меня нет на это времени. Крайне редко успеваю взглянуть на картину, которая представлена на фестивале или озвучена мною. И всегда себе нравлюсь. Доверяю себе. Абстрагируюсь от роли. Это не я говорю или снимаюсь, а другой человек, который живет на экране. Хотя из моей жизни и характера многое присутствует. Это же мое тело, моя психика.

Оксана Сташенко рекламирует одежду дизайнера Наталии Новиковой

– Какие роли в кино и театре хотели бы сыграть и от каких бы отказались?

– Я никогда не играла по-настоящему  сошедшего с ума человека. Мне было бы интересно попробовать. Настоящая мечта исполнить роль Елизаветы в пьесе Фридриха Шиллера "Мария Стюарт". Это фантастический образ, написанный Шиллером.

Какую бы роль не сыграла? Я всегда отказываюсь от ролей с ненормативной лексикой. Это недопустимо. Хотя приходит много предложений. Какой бы документальной история не была, все равно это искусство, которое должно всегда оставаться искусством. Чаще всего хихикает зритель при нецензурной лексике или пошлостях от неудобства, а не потому, что ему действительно смешно.

Оксана Сташенко в фильме Нахалка

– С конца октября в Минске начались съемки полюбившегося многим сериала "Возвращение Мухтара", где Вы играете роль Жанетты Петровны. Наверное, Вы, как никто другой,  хорошо знакомы с кинокухней этого серила, ведь снимаетесь в нем с  первого сезона?

– Да, с 2001 года мы начали снимать сериал "Возвращение Мухтара", а в 2003 году он вышел на экраны на телеканале "Россия", позже проект передали каналу НТВ и с 2005 года в Киеве возобновились съемки. С самого начала работаем в этом сериале я и актер Александр Воеводин – наш талисман. Мы с ним вдвоем с первого дня съемок.

Оксана Сташенко

– Какие чувства вы питаете к  своему персонажу – Жанетте Петровне?

– Я придумала чудесный персонаж, он не был так выписан. Помню только очень сухие и скучные тексты. Например, "покойный убит тупым предметом по голове…подробности после вскрытия". Все, что вы видите на экранах, я придумала и предложила  режиссеру с самого начала съемок. Когда это увидели сценаристы, они тут же подхватили идею. Даже если бы и не подхватили, все равно бы играла этот образ. Женщина, работающая в морге, серьезная, жесткая и сухая, была бы очень неинтересна зрителям и отталкивала их. А когда женщина даже с таким контингентом пациентов не теряет жизнерадостности и часто повторяет: "Ребята, пока мы есть на этом свете, мы должны быть веселы и счастливы", вот это здорово!

Оксана Сташенко и Мухтар

– На Ваш взгляд, почему многие годы сериал не теряет популярности?

– Этот сериал не про убийства. Этот сериал про то, что все тайное, особенно плохое, становится явным. Имейте это в виду и не совершайте преступлений. Придет Мухтар и всех найдет, а мы ему в этом поможет. Это очень доброе кино. Мухтар – главный и любимый всеми герой. Конечно, в сериале также подкупают добрые взаимоотношения между героями. Операторы кинопроекта через три дня после начала съемок в Минске нам, актерам, сказали: "Вас очень удобно снимать, вам не нужны репетиции. И так приятно за игрой наблюдать, что мы даже иногда увлекаемся снимая вас".

Оксана Сташенко и съемочная группа Мухтара

Большая благодарность ребятам из съемочной группы, ведь сейчас непростая материальная ситуация, выделенный бюджет в рублях не растет, в отличие от доллара. Но никто не покинул проект. Спасибо им большое, они большие мастера и профессионалы!

– Легко ли Вам работается с четвероногим актером по кличке Виват?

Оксана Сташенко и Мухтар

– Очень легко. Я прихожу на съемочную площадку, а ко мне сразу бежит дружелюбный и вкуснопахнущий пес. Это первый пес на проекте, который пахнет очень вкусным шампунем. А вообще я обожаю всех наших Мухтарчиков. Восхищаюсь ими. Они просто пример для нас. Так и хочется сказать: "Люди, прекратите ругаться. Вы зазнались, вы же из природы, вы тоже животные. Да, с Божией искрой, но вы же не знаете, какую Бог искру в нас зародил". А животные – они как будто с другой планеты, они такие честные.

Ольга Черткова, ByCard.by

Фото из личного архива героини

 

 

Search

Перевод